Дополнительная общеразвивающая программа по волейболу

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

2.

Учебно-тематическое планирование

3.

Содержание изучаемого курса

4.

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

5.

Планируемые результаты освоения образовательной программы

6.

Система оценки результатов освоения программы

7.

Приложение

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеразвивающая
программа
физкультурноспортивной направленности «Волейбол» разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» от 14.12.2007 № 329-ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказа Минспорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об
утверждении особенностей организации и осуществления образовательной,
тренировочной и методической деятельности в области физической культуры
и спорта»;
- Приказа Минспорта России от 30 августа 2013 №680 «Об утверждении
федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол».
При разработке дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» была использована:
- Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР, допущенная Федеральным агентством по физической культуре и спорту. Издательство «Советский спорт», М., 2007 года. Программа составлена
группой авторов: Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин, Ю.П. Сыромятников.
Волейбол — командная игра, в которой каждый игрок согласовывает
свои действия с действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей
цели. Эта особенность имеет важное значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.
Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости передач и других действий, направленных на
достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья.
Игровая обстановка в волейболе меняется быстро. Каждая атака создает
новые игровые ситуации. Эти условия приучают волейболистов постоянно
следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать
инициативно, находчиво и быстро в любой игровой ситуации. Изменчивость
условий осуществления игровых действий требует также проявления высокой самостоятельности.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки,
3

удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств
и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную
активность и интерес к игре.
Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за
своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не
падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучаемых поведенческих
установок, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка,
расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Волейбол» – физкультурно – спортивная.
Цели программы:
- сохранение и укрепление здоровья детей, привитие навыков здорового
образа жизни посредством игры в волейбол;
- воспитание моральных и волевых качеств воспитанников, содействие
развитию чувства товарищества и взаимопомощи.
Достижению данных целей способствует решение следующих задач:
обучающие:
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развивать необходимые физические качества (силу, выносливость,
гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);
- обучать правильному выполнению упражнений.
развивающие:
- способствовать укреплению здоровья;
- содействовать гармоничному физическому развитию;
- развивать двигательные способности детей;
- создавать надежную базу физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях
труда и спорта и т.п.
воспитательные:
- прививать любовь к спорту, навыки здорового образа жизни;
- воспитывать чувство ответственности за себя;
- воспитывать нравственные и волевые качества: волю, смелость, активность.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы физкультурно - спортивной направленности «Волейбол» заключается в том, что у
взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно
понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа
жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста.
4

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная
программа: 8-18 лет.
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение: 8 лет.
Для комплектации групп по волейболу по данной программе не производится отбор детей по антропометрическим данным, гибкости и другим показателям пригодности к данному виду спорта. К спортивно-оздоровительному этапу допускаются все лица с 8 лет, желающие заниматься волейболом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Группы должны формироваться с разностью возрастов
не более 3-х лет.
В группах СО осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами
техники волейбола.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы
физкультурно - спортивной направленности «Волейбол»: 9 лет.
Данная программа может быть использована как основа для разработки
индивидуальной программы для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Для работы с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами могут быть предусмотрены индивидуальные занятия.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
организуется образовательный процесс по программе с учетом особенностей
психофизического развития указанных категорий обучающихся. Учреждение
должно создать специальные условия (условия обучения, воспитания, программы, технические средства, предоставление услуг ассистента (помощника) и техническую помощь для доступа в Учреждение), без которых невозможно или затруднено освоение программы категории учащихся, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
Численный состав группы может быть уменьшен при включении в нее
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детейинвалидов. С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,
детьми-инвалидами, занятия могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах, как в Учреждении, так и на
дому, индивидуально. Индивидуальные занятия приравниваются к занятиям
в группах.
Срок обучения по программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов может быть увеличен с учетом особенностей их психофизического развития. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, определяется
адаптированной образовательной программой, с привлечением специалистов
в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников,
прошедших соответствующую переподготовку. При реализации программы
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам,
5

инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная литература, материалы в электронном виде.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тренировочная деятельность организуется в течение всего календарного
года, в соответствии с календарным учебным графиком, годовым учебным
планом и календарем спортивно-массовых мероприятий.
Годовой учебный план рассчитан на 52 недели. В соответствии с учебным планом ДЮСШ занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа - 312 часов в году, число обучающихся в группе составляет 20 человек, возраст обучающихся 8-18 лет. Программа также рассчитана и на 37 недель обучения
при занятиях 6 ч в неделю (для работы тренеров-совместителей). Продолжительность одного занятия – не более 2-х академических часов.
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Таблица № 1
Численный состав занимающихся, максимальный объём учебнотренировочной работы и требования по технико-тактической,
физической и спортивной подготовке.
Год
Минимальный КоличеКоличеКоличеТребования
обучения
возраст для
ство уча- ство учеб- ство учеб- по спортивзачисления
щихся
ных часов ных часов ной подго(лет)
в группе
в неделю
в год
товке
Спортивно - оздоровительная группа (СОГ)
Весь период
7-8
20
6
312
Требования
программы
Таблица № 2
Учебный план на 52 недели учебно-тренировочной и соревновательной
деятельности.
№ п/п
Разделы подготовки
СОГ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Теоретическая подготовка
Общая Физическая подготовка
Специальная Физическая подготовка
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Интегральная подготовка
Участие в соревнованиях (игровая)
Контрольные испытания
Восстановительные мероприятия
Общее количество часов

8
90
46
72
38
26
14
6
12
312

6

10

8

7

7

7

3

4

4

6

6

3

итого

1

август

1

июль

9

1

июнь

8

1

май

7

13

апрель

6

13

март

5

13

февраль

4

13

январь

3

декабрь

2

Количество
тренировочных
занятий
Теоретическая
подготовка
Общая
физическая
подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Техническая
подготовка
Тактическая
подготовка
Интегральная
подготовка
Восстановительн
ые мероприятия
Соревновательна
я деятельность
Приемные и
переводные
испытания
Всего часов

ноябрь

1

октябрь

№ Разделы
п\п подготовки

сентябрь

Таблица № 3
План-график распределения учебных часов в группе СО .

13

12

14

12

14

13

13

13

156

1

1

1

1

8

6

9

5

6

9

9

9

90

4

3

4

4

4

4

4

4

4

46

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

72

3

3

3

3

3

4

3

4

3

3

3

38

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

26

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

2

2

2

1

1

1

2

2

1

2

26

2

26

26

26

26

8

14

2

24

28

24

28

6

26

26

26

312

Таблица № 4
Соотношение средств на виды подготовки по этапам и по годам
подготовки %
Этапы многолетней
ОФП СФП Техническая Тактическая Интегральная
подготовки и группы
СО
33
16
27
14
10
Таблица № 5
Учебный план на 37 недели учебно-тренировочной и соревновательной
деятельности.
Год
МиниКоличеКоличеКоличеТребования
7

обучения

Первый

мальный
ство уча- ство учеб- ство учебвозраст
щихся
ных часов ных часов
для
в группе
в неделю
в год
зачисления (лет)
Спортивно - оздоровительная группа (СОГ)
7-8
15
6
222

по спортивной подготовке

Требования
программы

Всего

февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август

декабрь
январь

Содержание занятий

часы

№
п/п

сентябрь
октябрь
ноябрь

Таблица № 6
Годовой план-график распределения учебных часов по волейболу спортивно - оздоровительной группы (СОГ)

I. Теоретические занятия
ИТОГО ЧАСОВ

4

1

1

1

1

II. Практические занятия
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Тактическая подготовка
Техническая подготовка
Инструкторская и судейская практика
Контрольные испытания
Интегральная подготовка
Соревнования
Другие виды спорта и подвижные игры
ВСЕГО ЧАСОВ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

63 10
30 3
25 2
49 5
10 3
15
12
14 2

6
7
4
7

5
6
2
4

9
3
4
4

7
3
2
4

7
3
5
8

11
3
2
9

2
3 3
3 3
2 2

3
4

5
2
2
6

3

3
6

2
3

2
2

3
2

2

222 26 26 26 26 26 26 28 26 12

3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Физическая культура и спорт в России. Значение двигательной
активности в укреплении здоровья, физического развития и подготовленности, в воспитании людей. Характеристика физкультурно-спортивных занятий
оздоровительной и спортивной направленности. История возникновения волейбола.
2. Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и
мышечная системы. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Нервная
система. Органы пищеварения и выделения. Взаимодействие органов и систем.
3. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Понятие о гигиене и санитарии. Личная гигиена тела. Форма для занятий в спортивном зале
и на улице. Временные ограничения и противопоказания к занятиям видами
спорта предупреждение травм при физкультурно-спортивных занятиях,
8

доврачебная помощь. Врачебный контроль и самоконтроль. Режим дня и питания.
4. Основы техники и тактики игры. Основные понятия о спортивной технике и тактике игры. Взаимосвязь техники и тактики. Характеристика
технической и тактической подготовки.
5. Оборудование и инвентарь. Разметка площадки. Оборудование и
инвентарь, применяемые в процессе тренировки соревнований. Тренажерные
устройства, технические средства.
6. Спортивные соревнования. Организация и проведение. Роль соревнований в подготовке занимающихся, в подготовке спортсменов. Правила
соревнований по волейболу. Подготовка к соревнованиям, участие в соревнованиях.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Физическая подготовка
Общая физическая подготовка (ОФП)
В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.
Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья для мышц ног и таза.
Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные
мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на
гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина,
канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в
различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.
Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге,
прыжках и метаниях.
Бег: 20,30,60 м, повторный бег - два-три отрезка по 20-30 м (с 12 лет)
и по 40 м (с 14 лет), три отрезка по 50-60 м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60 м
(с 13 лет), 100 м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40 м (10-12 лет), до 5060 м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до
10). Бег или кросс 500-1000 м.
Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину
с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700 г) с места и с разбега; толкание ядра весом 3 кг (девочки 13-16 лет), 4 кг (мальчики 13-15 лет), 5 кг (юноши 16
лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага.
9

Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные от 3 до 5 видов.
Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. Основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в
защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом»,
«Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка»,
«Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов»,
«Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная
эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых
ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10,15
м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к
стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по
отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
Специальная физическая подготовка (СФП)
Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на
5,6 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегают лицом вперед, а затем спиной и т.д. По принципу «челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (2-5 кг) в руках, с поясом-отягощением или в куртке с отягощением.
Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ
площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360°,
прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в
прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т.д. То же, но
подают несколько сигналов; на каждый сигнал обучающиеся выполняют
определенное действие.
Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси»,
различные варианты игры «Салочки», специальные эстафеты с выполнением
перечисленных заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с
набивным мячом (двумя) в руках (до 3 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке - одна нога сильно согнута, другая опущена вниз, руками держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же
с отягощением (пояс до 6 кг).
Упражнения с отягощениями (мешок с песком до 10 кг для девушек
и до 20 кг для юношей, штанга - вес устанавливается в процентах от массы
занимающегося и от характера упражнения - приседание до 80 раз, выпрыгивание до 40 раз, выпрыгивание из приседа до 30 раз, пояс, манжеты на запястьях, голени у голеностопных суставов, жилет): приседание, выпрыгивание
10

вверх из приседа, полуприседа, полуприседа и выпада, прыжки на обеих ногах.
Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и
ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д. (выполняют ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания
мячом стены (с 14 лет - прыжки на одной ноге).
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивание на тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество
прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим
прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий
(набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных (набивных, волейбольных) мячей,
укрепленных на разной высоте.Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с
ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по
песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении
приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах,
круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении
руки вперед, в стороны, вверх (на месте и в сочетании с различными перемещениями).
Из упора, стоя у стены одновременное и попеременное сгибание лучезапястных суставов (ладони располагаются на стене, пальцы вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно
увеличивают). То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями
и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа - передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки
ног на месте. То же, но передвижение вправо и влево, одновременно выполняя
приставные шаги руками и ногами (с 15 лет). Из упора присев, разгибаясь вперед вверх, перейти в упор лежа (при касании пола руки согнуть). Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер
(с 14 лет для мальчиков). Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками улица (движение напоминает заключительную
фазу при верхней передаче мяча).
Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из
стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Многократные передачи
баскетбольного (гандбольного, футбольного) мяча о стену и ловля его. Пооче11

редные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают обучающему партнеры. Ведение баскетбольного мяча ударом о
площадку. Упражнения с гантелями для кистей рук. Упражнения с кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократные волейбольные передачи набивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного
мячей в стену. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее. Многократные передачи волейбольного
мяча на дальность (с набрасывания партнера или посылаемого мячеметом).
Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя,
тремя); в зависимости от действия партнера (партнеров) изменять высоту подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т.д. Многократные
броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках
групповых тактических действий (направления первой и второй передач). То
же, но броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом. То же
в рамках командных действий.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и
максимальной быстротой.
Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движение руками с шагом правой ногой вперед (как
при нижней прямой подаче). Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), руки за головой, движение руками из-за головы
вверх и вперед. То же одной рукой (правой, левой). То же, но амортизатор
укреплен за нижнюю рейку, а занимающийся стоит у самой стенки. Движение
рукой вверх, затем вперед. Стоя на амортизаторе, руки внизу - поднимание
рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение назад. То
же, но круги руками. Стоя правым боком к стенке (амортизатор укреплен на
уровне плеч), движение правой рукой как при верхней боковой подаче.
Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя
руками. Броски мяча одной рукой над головой: правой рукой влево, левой вправо. Броски набивного мяча (1 кг) через сетку, расстояние 4-6 м. С набивным мячом в руках у стены (2-3 м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху. Бросок гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии в пределах площадки и на
точность в зоны. То же, но после перемещения от сетки.
Упражнения с волейбольным мячом (выполняют многократно подряд). Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых
амортизаторах в опорном положении и в прыжке с места, с разбега. Подачи с
максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей
рукой.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении
нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой
в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча (1 кг) в прыжке из-за
12

головы двумя руками через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа
в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча
(правой и левой рукой) в цель на стене (высота 1,5-2 м) или на полу (расстояние
5-10 м) с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения
нападающих ударов по мячу, укрепленному на резиновых амортизаторах. То же,
но у тренировочной стенки. Удары выполняют правой и левой рукой с максимальной силой.
Удары по мячу, укрепленному на амортизаторах, с отягощениями на
кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последующим прыжком и нападающим ударом по
мячу на амортизаторах. Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера (посылаемого мячеметом) у
сетки и из глубины площадки. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу, укрепленному на амортизаторах. То же, но броски и удары
через сетку (с собственного подбрасывания).
В парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из-за
головы двумя руками и в ответ на сигнал или бросок с сильным заключительным движением кистей вниз вперед, или вверх вперед (плавно). То же, но бросок через сетку; то же, но бросок вниз двумя руками, вверх - одной. В ответ на
сигнал бросок набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо,
влево).
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук
вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с касанием волейбольного мяча, укрепленного на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивание).
Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч
вверх, подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить его в стену; приземлившись, поймать мяч и т.д. Мяч отбивать в высшей точке взлета. Учащийся располагается спиной к стене - бросить мяч вверх назад, повернуться на 180° и в прыжке отбить его в стену. То же, что предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает
партнер. Партнер с мячом может менять высоту подбрасывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замах и движение на бросок, но в последний момент мяч задерживает в руках и тут же подбрасывает на различную высоту и т.п.
То же, поворот блокирующего по сигналу партнера - вначале мяч подбрасывают
после поворота, затем во время поворота и до поворота. Перечисленные упражнения, но после перемещения и остановки. Многократные прыжки с доставанием
ладонями подвешенного мяча, набивного или волейбольного, укрепленного на
амортизаторах.
Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым
и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования. То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180°. То же,
что предыдущие два упражнения, но на расстоянии 1-1,5 м от сетки; исходное
13

положение принимают после шага к сетке. То же, что последние три упражнения, но остановку и исходное положение принимают по сигналу. Передвижение
вдоль сетки, остановка и прыжок вверх с выносом рук над сеткой. То же, но
остановку и прыжок выполняют по сигналу. Перемещения у сетки, остановка
и прыжок вверх, ладонями коснуться подвешенного над сеткой набивного
(волейбольного) мяча.
Двое занимающихся стоят у сетки лицом к ней на противоположных
сторонах площадки: один занимающийся двигается приставными шагами с
остановками и изменением направления, другой старается повторить его действия. То же, но с прыжком, стараться над сеткой коснуться ладоней партнера.
Упражнения вдвоем, втроем на согласованность действий на основе перечисленных упражнений.
Нападающий с набивным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет
остановки и в прыжке подбрасывает мяч над собой; блокирующий должен своевременно занять исходное положение и прыгнуть на блок так, чтобы ладони были над сеткой в момент, когда нападающий выпустит мяч из рук. Нападающие
выполняют броски и ловлю набивного мяча в рамках групповых тактических
действий в нападении, блокирующий выбирает место и блокирует (заключительная фаза, как в предыдущем упражнении). Предыдущие два упражнения, но
блокирующих у сетки трое, блокируют двое.
Контрольно-переводные нормативы для спортивно-оздоровительных
групп
1. Сгибание рук в висе на перекладине (кол-во повт.).
2. Прыжок в длину с места (см.).
3. Челночный бег 3х10м.
4. Наклон туловища вперед (см.)
5. Прыжок через скакалку (кол-во раз за 1 минуту).
Виды
испытания
Челночный
бег
3х10 м(с)
Прыжок в
длину с места
(см)
Сгибание
рук в висе на
перекладине
(кол.повт.)
Прыжок через скакалку

9-10 лет
д
м

Возраст
11-13 лет
14-15 лет
д
м
д
м

16-18 лет
д
м

9,410,2

9,09,8

9,410,6

8,89,4

9,09,8

8,69,2

8,79,4

7,79,0

110130

120140

140170

155190

160180

180220

170190

200240

5-10

1-4

8-13

3-8

10-15 6-10

10-15 8-12

14

(кол.раз за
1 мин)
Наклон вперед из положения сидя
(см)

70100

60-90 90120

80115

110125

100120

125140

120130

3-7

2-5

4-8

6-12

5-10

7-13

5-10

4-10

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Техника нападения
Перемещения и стойки. Перемещение приставными шагами, боком, лицом и спиной вперед; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом;
сочетание стоек и перемещений.
Передачи: Передача мяча сверху двумя руками; над собой - на месте и после перемещений различными способами; с набрасыванием партнера
- на месте и после перемещения; в парах; в треугольнике: зоны 6-3-4, 6-3-2, 53-4, 1-3-2.
Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости
от нее: стоя на площадке и прыжке, после перемещения
Подачи: нижняя прямая (боковая); подача мяча держателе (подвешенного на шнуре); в стену – расстояние 6 м, 9 м; через сетку – расстояние 6
м, 9 м; из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины
площадки
Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три
шага; ударное движение кистью по мячу: стоя у стены, по мячу на резиновых
амортизаторах – стоя и в прыжке: бросок теннисного мяча через сетку в
прыжке с разбегу; удар через сетку по мячу, подброшенному партнером; удар
с передачи.
Техника защиты
Перемещения и стойки; то же, что в нападении, внимание низким
стойкам; скоростные перемещения на площадке и вдоль сетки; сочетание перемещений с перекатами на спину и в сторону на бедро.
Прием сверху двумя руками; прием мяча после отскока от стены
(расстояние 1-2 м); после броска партнером через сетку (расстояние 4-6 м);
прием нижней прямой подачи.
Прием снизу двумя руками: прием подвешенного мяча, наброшенного партнером – на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой, один на месте, второй перемещается; прием подачи и
первая передача в зону нападения.
Блокирование: одиночное блокирование резиновых мячей «механическим блоком» в зонах 3,2,4; «ластами» на кистях – стоя на подставке и в
прыжке; ударов по мячу в держателе (подвешенного на шнуре).
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тактика нападения.
15

1. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней
подачи; выбор места для второй передачи и зоне.
2. Групповые действия: взаимодействие игроков передней линии:
игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой
передаче); взаимодействия игроков зон 6,5 и 1 с игроком зоны 3.
3. Командные действия: прием нижней подачи и первая передача в зону 3; прием нижней подачи и вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.
Тактика защиты.
1. выбор места при приеме нижней подачи;
2. расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу
выполняет игрок зоны 3.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
1.Выполнение упражнений в чередовании подготовительных упражнений с
выполнением технических приемов данного года обучения.
2.Выполнение упражнений, направленных на развитие физических качеств, в
рамках структуры приемов техники.
3.Выполнение упражнений с отягощениями (пояса, манжеты) на различные
приемы техники.
4.Многократное выполнение технических приемов с целью развития специальных физических качеств.
5.Чередование выполнения технических приемов нападения и защиты.
6.Чередование выполнения тактических действий отдельно индивидуальных,
групповых и командных.
7.Учебные игры с выполнением заданий по технике и тактике в объеме программы.
8.Учебные игры с повышенной интенсивностью для воспитания в единстве
навыков выполнения технических приемов, тактических действий и специальных качеств.
9.Проведение контрольных игр с целью решения учебных задач и подготовки
к соревнованиям.
10.Участие в официальных соревнованиях различного уровня, выполнение
установок на игру. Разбор игр.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений
дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в
том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебнотренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.
16

На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества
(честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность,
терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Воспитательные средства:
• личный пример и педагогическое мастерство тренера;
• высокая организация учебно-тренировочного процесса;
• атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
• дружный коллектив;
• система морального стимулирования;
• наставничество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия:
• торжественный прием вновь поступивших в школу;
• проводы выпускников;
• просмотр соревнований (и видео, и телевидение) и их обсуждение;
• регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
• проведение тематических праздников;
• встречи со знаменитыми спортсменами,
• экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;
• тематические диспуты и беседы;
• трудовые сборы и субботники;
• оформление стендов и газет.
Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям в баскетболе (допинг,
неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей). Перед соревнованиями необходимо настраивать игроков не только на
достижение победы, но и на проявление в поединке морально-волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работы в команде. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время игр, тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.
4. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Организационно-педагогические условия реализации образовательной
программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Форма обучения: очная.
17

Формы организации тренировочного процесса:
- тренировочные занятия с группой (подгруппой), сформированной с
учетом избранного вида спорта, возрастных и гендерных особенностей занимающихся;
- участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях;
-промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.
Наполняемость группы: 15-20 человек.
Продолжительность одного тренировочного занятия: 2 часа.
Объем тренировочной нагрузки в неделю: 6 часов.
Средства обучения
Тренировочные занятия проводятся в оборудованных спортивных залах с использованием следующих средств обучения:
Перечень спортивного инвентаря и оборудования:
Наименование спортивного инвентаря и оборудования
Количество
Гимнастическая скамейка
Гимнастическая стенка
Сетка волейбольная
Свисток
Мат гимнастический
Секундомер
Мяч волейбольный
Корзина для мячей
Скакалка
Гантели
Набивной мяч
Весы электронные медицинские
Перечень учебно- методических материалов:
Наименование учебно- методических материалов (может
также включать перечень Интернет-ресурсов, необходимых
для использования в образовательном процессе)
Волейбол. Примерная программа спортивной подготовки для
ДЮСШ
и
СДЮШОР/Ю.Д.Железняк,
А.В.Чачин,
Ю.П.Сыромятников. – М.: Советский спорт, 2007. – 112с.
Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства /Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов - М, 2004г.
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для
учителей
и
тренеров-преподавателей/В.С.Кузнецов,
Г.А.Колодницкий, М.В.Маслов. – М.: Просвещение, 2013. –
112с.
Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.

6
12
2
4
7
4
30
2
20
20
10
1
Количество

1

1
1

1
1
1
18

Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М.,
1998.
Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под
ред. М.Я. Набатниковой. - М, 1982.
Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.:Физкультура и спорт.
1989.
Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе.
М.:Физкультура и спорт. 1982.
Ивойлов А.В. Тактическая подготовка волейболистов. 2000. –
111 с.
Кривошеин А.А. Волейбол. Психологическая, физическая и
техническая подготовка игрока либеро в условиях ДЮСШ,
СДЮШОР и Волейбольно-спортивных клубов ВСК: — Ярославль: 2004. -74 с.
Пуни А.Ц., Гурович Л.И. О волевой подготовке волейболистов. Статья. 2008.
Скоростно-силовая подготовка юных волейболисток. Методические рекомендации. — М.: ВФВ, 2009. — 35 с. Брошюра.
Министерство спорта РФ
www.minsport.gov.ru
Министерство образования и науки РФ
http://минобрнауки.рф/
Федерация волейбола Ростовской области
Российская федерация волейбола
http://www.volley.ru/

1
1
1
1
1
1

1
1

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании первого года обучения, учащиеся должны:
1. Знать общие основы волейбола;
2. Расширят представление о технических приемах в волейболе;
3. Научатся правильно распределять свою физическую нагрузку;
4. Уметь играть по упрощенным правилам игры;
5. Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;
6. Получить навыки технической подготовки волейболиста;
7. Освоить техники перемещений, стоек волейболиста в нападении и в
защите;
8. Освоить технику верхних передач;
9. Освоить технику передач снизу;
10. Освоить технику верхнего приема мяча;
11. Освоить технику нижнего приема мяча;
12. Освоить технику подачи мяча снизу.
По окончании второго года обучения, учащиеся должны:
1. Уметь играть по правилам;
2. Освоить технику верхней прямой подачи мяча;
19

3. Освоить технику нападающего удара;
4. Овладеть навыками судейства;
5. Уметь управлять своими эмоциями;
6. Знать методы тестирования при занятиях волейбола;
7. Знать основные понятия и термины в теории и методике волей бола;
8. Научиться работать в коллективе, подчинять свои действия интересам
коллектива в достижении общей цели;
9. Овладеть техникой блокировки в защите;
10. Овладеть техникой обучения индивидуальным тактическим действиям в
защите и нападении.
По окончании третьего и последующих годов обучения, учащиеся должны:
1. Овладеть техникой прямой подачи в прыжке;
2. Уметь принимать мяч от сетки;
3. Овладеть контр - атакующим действиям в волейболе;
4. Научиться работать в команде, уметь согласовывать свои действия и
находить взаимопонимание;
5. Научиться делать отвлекающие действия при вторых передачах;
6. Получить навыки командных действий в защите и нападении;
7. Овладеть тактикой нападения;
8. Овладеть тактикой защиты;
9. Уметь действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;
10. Постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся
обстановку и принимать правильные решения;
11. Уметь доводить дело до конца и добиваться поставленной цели.
6. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Система оценки результатов освоения программы включает в себя осуществление:
- промежуточной аттестации обучающихся,
- итоговой аттестации.
Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся,
итоговой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации – Положением о приёме контрольных нормативов.
Промежуточная аттестация проводятся с использованием оценочных материалов, разработанных образовательной организацией самостоятельно.
По результатам освоения образовательной программы выдается документ об обучении в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации, регламентирующим порядок выдачи и форму документа об обучении – «Справка».
Формами промежуточной аттестации являются:
20

1.Контрольные испытания (тестирование) по общей физической подготовке
учащихся по учебным нормативам.
2.Учёт результатов участия в соревнованиях по календарю спортивномассовых мероприятий Учреждения, учёт победителей и призёров.
3.Учёт личностных достижений учащихся на соревнованиях различного
уровня.
4. Контрольно-переводные нормативы для спортивно - оздоровительных
групп.

Приложение

Начало учебного года

Продолжительность
учебного года

Календарный учебный график

для обучающихся второго и последующих лет
обучения - 01 сентября уч. г.;

формирование учебных групп первого года
обучения для зачисления в ДЮСШ с 01 сентября по
15октября уч. г.
Спортивно-оздоровительный этап обучения -52
недель для учащихся, которые обучаются по учебному плану в ДЮСШ. Окончание 31августа учебного года (может переноситься до 31 мая у. г., в зависимости от отпуска тренера-преподавателя, кален21

Продолжительность
учебной недели
Режим работы учебных
занятий
Каникулярными днями
являются

даря спортивно-массовых мероприятий с обучающимися на год, летней оздоровительной работы).
Шестидневная рабочая неделя, с одним выходным
днем
Учебные занятия проводятся с 13.00 часов до 20.00
часов.
1-10 января. (ФЗ-273, глава 2, статья 41, пункт 3).

4 ноября
23 февраля
Праздничные дни
8 марта
1, 9 мая
12 июня
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах по 45 минут. Продолжительность одного занятия (в рамках основной программы) в
группах СОГ не должна превышать двух академичеДлительность учебноских часов в день (45 минут х 2). В группах с 2-х
тренировочного занятия часовой нагрузкой в день после 40 минут занятий
организуются перерывы длительностью 10 минут.
Режим занятий в группах разрабатывается тренером-преподавателем и утверждается администрацией ДЮСШ.

Групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;

Тестирование и медицинский контроль;

Участие в соревнованиях, матчевых встречах,
Основные формы обра- турнирах, учебно-тренировочных сборах;
зовательного процесса

Летние спортивно-оздоровительные лагеря и
другие формы отдыха, оздоровления и занятость в
каникулярное время;

Семинары, зачёты, контрольные старты и другие методы современных средств обучения.
Периодичность кон
Начальные -сентябрь; октябрь
трольно-переводных

Заключительные -апрель/май.
испытаний
Продолжительность
летнего оздоровитель- с 01 июня по 31 августа уч. г.
ного периода

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».