Дополнительная общеразвивающая программа по настольному теннису

Содержание
1. Пояснительная
записка…………………………………………...

2

2. Учебно-тематическое
планирование…………………………….

6

3. Организационно-педагогические условия
реализации образовательной
программы……………………….

15

4. Планируемые результаты освоения
образовательной
программы……………………………………..

17

5. Система оценки результатов освоения
программы…………….
6. Литература

20
24

2

1. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа физкультурноспортивной направленности по настольному является адаптированной, с учётом
особенностей организации занятий в МБУ ДО ДЮСШ г. Пролетарска, режима
образовательного процесса (под образовательным процессом в данном пункте и
далее по тексту подразумевается образовательная деятельность по реализации
образовательных программ, в том числе тренировочная и (или) учебнотренировочная, и (или) методическая деятельность). Программа учитывает
современные образовательные технологии, специфику вида спорта, возрастные,
гендерные и индивидуальные особенности обучающихся.
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной
направленности по настольному теннису разработана на основании нормативноправовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Федерального закона «О физической культуре и спорте
в Российской Федерации» от 14.12.2007 № 329-ФЗ, Приказа Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказа
Минспорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении
особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и
методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
Нормативная часть
Настольный теннис - индивидуально-игровой вид спорта, который
характеризуется разнообразием стилей игры. Участие в соревнованиях помогает
юным теннисистам совершенствоваться в мастерстве игры с противниками
разного стиля. Однако реализация двигательных качеств должна осуществляться
с учетом возрастных особенностей. В настольном теннисе индивидуализация
осуществляется по нескольким критериям: по признаку возраста, пола,
антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя
требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном
этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится
на основе индивидуального технического и тактического мастерства.
Для успешного совершенствования соревновательной деятельности
подготовку юного теннисиста необходимо вести в условиях формирования
перспективного спортивно-технического мастерства. Это положение
предусматривает овладение в режиме опережения именно теми умениями и
навыками, которые должны быть у игрока в будущем. Для этого необходимо
пользоваться специальным пригодным для определенного возраста инвентарем и
оборудованием, чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать на другой темп,
ритм и быстроту движений. Это позволит вести совершенствование технических
3

приемов и технико-тактических действий с первых шагов обучения в режиме,
близком к соревновательному. Сейчас никто не может сказать кто, когда и где
первым начал играть в настольный теннис. Большинство специалистов считает,
что настольный теннис появился в Англии, как разновидность Королевского
Тенниса. В XVI веке в Англии и Франции возникла забавная игра без
определенных правил. Сохранились рисунки, на которых можно увидеть игру
давних времен, когда играли ракетками со струнами, похожими на те, которые
ныне приняты в обычном, так называемом, большом теннисе.
Возможно, что настольный теннис возник в США, Индии или Южной
Африке(предполагается, что в последних двух странах в настольный теннис
началииграть командированные туда Британские офицеры).
Довольно скоро игра с открытого воздуха перешла в помещение - играли на
полу. Позднее повилась игра на столах, расположенных на некотором
расстоянии один от другого. Прошло еще немного времени, и две половинки
стола были сдвинуты, между ними натянули сетку.
Простой инвентарь, а главное небольшие размеры площадки позволяли играть
где угодно. Настольный теннис получил распространение.
Тогда не было определенных правил. Мячи делались из нитей; книги,
расставленные на столе, были сеткой; а куски толстого картона являлись
ракетками. Довольно долго игра использовалась не как вид спорта, а только как
средство для проведения свободного времени и активного отдыха.
В конце восьмидесятых годов XIX века игра стала популярной во многом из-за
конкуренции среди изготовителей инвентаря, которая содействовала
совершенствованию ракеток и мячей. Основным их производителем была
американская фабрика братьев Паркер, штат Массачусетс. Эта фабрика
производила и экспортировала в Англию все для игры в "Теннис для
помещений".
Настольный теннис – игра лидеров и стратегов. Для теннисиста важно все –
физическая подготовка, техника, выдержка, психологическая устойчивость и
проницательность, способность думать наперед, реакция, интуиция. Корты
представляют из себя просторные огороженные площадки, так что чувство
изолированности происходящего тоже играет роль: нужно уметь оставить все
мысли снаружи и отгородиться ради сосредоточенности и поединка. Каждый
розыгрыш мяча длится недолго, в ту ли сторону рванет противник, попадет ли
подача в цель, бешеные скорости игры не дают права на ошибку, все может
окончиться мгновенно из-за неожиданного плана подающего и знания слабых
сторон противника.Таким образом, во время игры в теннис тренируется
выносливость. Данная игра отлично развивает реакцию, а также ускоряет
тактическое мышление, ловкость. Если игра проходит в команде, обучает
командной игре. Все эти качества, безусловно, пригодятся и в обычной,
повседневной жизни.
При постоянных тренировках улучшается реакция, гибкость, сила, скорость
движений игрока. Отличительной особенностью тенниса является то, что игра в
теннис подходит людям абсолютно всех возрастов.
4

Специфика организации обучения по дополнительной общеразвивающей
программе физкультурно-спортивной направленности по настольному теннису
заключается в том, что программа предусматривает последовательность
изучения и освоения материала по технической, тактической, специальной
физической и теоретической подготовке в соответствии с периодами обучения,
что позволяет соблюсти принцип преемственности в построении учебнотренировочного процесса.
Программа раскрывает весь комплекс воспитания, обучения, тренировки в
спортивной школе, является многолетним процессом и предусматривает
определённые требования для обучающихся в соответствии с этапом подготовки.
Программа составлена для спортивно-оздоровительного этапа подготовки и
предусматривает:
• проведение теоретических и практических занятий;
• обязательное выполнение учебно-тематического плана;
• сдачу контрольно-переводных нормативов;
• регулярное участие в соревнованиях.
Основная цель программы – реализация тренировочного процесса на
этапах многолетней спортивной подготовки, создание условий для успешного
обучения обучающихся широкому арсеналу тренировочных средств,
способствующих дальнейшему совершенствованию в избранном виде спорта,
повышению уровня физической подготовленности и функциональных
возможностей от этапа к этапу, содействие успешному решению задач
физического воспитания детей. Формирование и развитие способностей детей,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также
организация их свободного времени.
Задачами дополнительной общеразвивающей программы физкультурнооздоровительной направленности по настольный теннис являются:
- физическое воспитание детей;
- обучение технике и тактике игры в теннис;
- подготовку и выполнение нормативных требований;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в нравственном
и интеллектуальном развитии, в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья учащихся;
- выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление
здоровья, профессионального самоопределения и спортивных достижений
обучающихся.
Актуальность
дополнительной
общеразвивающей
программы
физкультурно-спортивной направленности по настольному теннису выражается
5

в следующем. За последние десятилетие в России отмечается стойкая тенденция
к ухудшению показателей здоровья детей и подростков. Образ жизни детей и
подростков, в настоящее время, отличается сниженной физической активностью,
агрессивностью информационной среды. Дополнительная общеразвивающая
программа способствует вовлечению обучающихся в учебно-тренировочный
процесс спортивной школы, что в свою очередь, положительно сказывается на
физическом состоянии детей, формирует позитивную психологию общения и
коллективного взаимодействия, способствует повышению самооценки. Освоение
программы обучающимися расширяет их двигательные возможности,
компенсирует дефицит двигательной активности.
Данная образовательная программа рассчитана на обучающихся в возрасте
от 7 лет до 18 лет. Минимальный возраст детей для зачисления на обучение
составляет - 7 лет.
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы
физкультурно-спортивной направленности 5 лет.
Ожидаемые результаты – овладение обучающимися способами контроля
и оценки физического развития и физической подготовленности, основами
методики обучения и тренировки по избранному виду спорта. Приобретение
дополнительных знаний истории и происхождения по избранному виду спорта.
Динамика индивидуальных показателей развития физических качеств
обучающихся; овладение навыками игры в теннис; формирование знаний по
здоровому образу жизни.
2. Учебно-тематическое планирование
Основными формами образовательного процесса в спортивной школе
являются теоретические и групповые практические занятия, тренировки по
индивидуальным планам, календарные соревнования, учебные, тренировочные и
товарищеские игры, в сроки соответствующие Календарному плану спортивномассовых и оздоровительных мероприятий МБУ ДО ДЮСШ г. Пролетарска.
Изучение теоретического материала планируется в форме бесед,
продолжительностью 05-30 мин. Или специальных теоретических занятиях
продолжительностью 45 мин.
Перевод обучающихся в группу следующего года обучения производится на
основании решения педагогического совета, оформленного соответствующим
протоколом,
с учетом итогов промежуточной аттестации выполнения
обучающимися контрольно-переводных нормативов по общей физической
подготовке.
Подготовка спортсменов делится на несколько этапов, которые имеют свои
особенности. Данная программа разработана для спортивно-оздоровительного
этапа подготовки проходит в спортивно-оздоровительных группах и может
длиться от 1 года до нескольких лет. Основной на этом этапе является
физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на
6

укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовленность,
освоение жизненно важных двигательных навыков и качеств. Занятия строятся
таким образом, чтобы обучающиеся получали удовольствие от двигательной
активности.
Учебный план на 52 недели учебно-тренировочной и соревновательной
деятельности.
Этап подготовки

Год обучения

Спортивнооздоровительный

1 год и далее

Объем учебнотренировочной
работы в неделю
(в часах)
6

Распределение учебных часов:
Вид подготовки

№ п/п

Годовая учебнотренировочная
нагрузка (на 52
недель)
312

Количество часов

Теоретическая подготовка
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Тактическая подготовка
Техническая подготовка
Игровая подготовка
Соревновательная
Контрольные испытания
Медицинское обслуживание

10
87
58
73
29
29
14
8
4
312

Итого:

сентябр
ьоктябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

всего

Учебно-тематический план группы спортивно-оздоровительного этапа
Виды подготовки

Теоретическая

2 -

2

-

2

-

2

-

2

-

-

-

10

Общая
физическая

6 4

6

7

4

8

8

6

6

12

10

10

87

Специальная
физическая

5 4

6

4

5

5

4

5

6

6

6

4

58

Техническая

8 6

7

8

5

6

6

4

7

4

8

4

73

7

Тактическая

3 2

3

3

2

3

3

2

2

2

2

2

29

Игровая

2 4

2

2

5

2

2

4

2

2

-

2

29

Соревнования

-

4

-

-

4

-

-

4

-

-

-

2

14

Контрольные
испытания

-

-

2

-

-

2

-

-

2

-

-

2

8

Медицинское
обследование

-

2

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

4

26

26

26

26

26

26

26

26

26 312

Всего

2 26 26
6

Учебный план на 37 недели учебно-тренировочной и соревновательной
деятельности.(для совместителей)
Год
Минималь Количеств Количеств Количеств Требования
обучения
ный
о
о учебных о учебных
по
возраст
учащихся
часов
часов
спортивной
для
в группе
в неделю
в год
подготовке
зачислени
я (лет)
Спортивно - оздоровительная группа (СОГ)
Первый
7-8
15
6
222
Требования
программы

март

апрель

май

I. Теоретические занятия
ИТОГО ЧАСОВ
9
1 1
1 1
1
II. Практические занятия
1. Общая физическая подготовка
63
7 7 7 7
7
2. Специальная физическая
36
4 4 4 4
4
подготовка
3. Тактическая подготовка
45
5 5 5 5
5
4. Техническая подготовка
27
3 3 3 3
3
6. Контрольные испытания
6
2
2
8. Соревнования
12
3 3
3

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Содержание занятий

часы

№
п/п

сентябрь

Годовой план-график распределения учебных часов по настольному
теннису спортивно - оздоровительной группы (СОГ)

1

1

1

1

7 7
4 4

7
4

7
4

5 5
3 3

5
3

5
3
2

3
8

9. Игровая
10 Медицинское обследование
ВСЕГО ЧАСОВ

20
4
222

2 2 2 2
2
26 22 25 25

2
27

2 2
2
25 24

3

3

23

25

Краткое содержание программы:
1. Теоретические занятия
Тема 1. Физическая культура и спорт в России. Развитие Тенниса.
Спорт в России. Массовый характер спорта. Физическая культура в системе
народного образования. Единая спортивная классификация и её значение.
Разрядные нормы и требования. Международное спортивное движение,
международные связи российских спортсменов. Олимпийские игры.
Выступление российских спортсменов на Олимпийских играх.
История развития тенниса. Возникновение, развитие и распространение
тенниса. Российские теннисисты на Олимпийских играх. Особенности и виды
тенниса.
Тема 2. Техника безопасности. Профилактика травматизма. Техника
безопасности на занятиях теннисом. Гигиена, закаливание, режим
тренировочных занятий и отдыха. Питание, самоконтроль. Оказание первой
помощи при травмах.
Поведение на улице во время движения к месту занятия. Выбор места для
проведения занятий и соревнований. Особенности организаций занятий на
кортах. Помощь при ушибах, растяжении. Личная гигиена спортсмена.
Гигиенические требования к одежде и обуви теннисиста. Значения и способы
закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных
нагрузок. Значение питания как фактора сохранения и укрепления здоровья.
Недопустимость употребления алкоголя, курения при занятиях спортом.
Тема 3. Физиологические основы спортивной тренировки.
Мышечная деятельность как необходимое условие физиологического
развития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и
работоспособности.
Тренировка как процесс формирования двигательных навыков и расширения
функциональных возможностей организма.
Физиологические закономерности формирования двигательных навыков.
фазы формирования двигательных навыков.
Утомление
и
причины,
влияющие
на
временное
снижение
работоспособности.
Восстановление физиологических функций организма после различных по
объёму и интенсивности тренировочных нагрузок. Повторяемость нагрузок,
интервалы отдыха между ними.
Тема 4. Общая и специальная физическая подготовка.
9

Значение всесторонней физической подготовки как важного фактора
укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей организма и
систем. Воспитание двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости,
гибкости, ловкости) спортсмена.
Общая и специальная физическая подготовка. Краткая характеристика
средств общей и занятий по физической подготовке.
Основные требования по физической подготовке, предъявляемые к
лыжникам различной специальной физической подготовки, применяемых в
процессе тренировочных занятий с юными спортсменами.
Взаимосвязь между развитием основных двигательных качеств.
Утренняя зарядка, индивидуальные занятия, разминка перед тренировкой и
игрой.
Круглогодичность занятий по физической подготовке. Контрольные
упражнения и нормативы по общей и специальной физической подготовке для
теннисистов.
Тема 5. Техническая подготовка.
Понятие о спортивной технике, Взаимосвязь технической, тактической и
физической подготовки теннисистов. Классификация и терминология
технических приёмов.
Основы технической подготовки теннисистов. Понятие о технике тенниса.
Способы держания ракетки. Передвижение теннисиста по площадке. Удары
справа. Удары слева. Подача. Приём подачи. Удары с лёта. Свеча. Удар над
головой. Укороченный удар. Удары с полулёта. Типичные ошибки и их
исправление.
Тема 6. Тактическая подготовка.
Тактика одиночной игры. Тактические приемы выхода к сетке с подачи и с
подготовительных ударов.
Особенности выполнения подачи. Основная
тактическая задача теннисиста. Задача подготовительного удара для выхода к
сетке у игроков.
Тактика парной игры. Значение сыгранности партнёров (согласованности их
действий). Тактические задачи
ведения игры у сетки. Особенности
передвижения теннисиста у задней линии в зависимости от направления
выполненного им удара.
Тема 7. Морально-волевая подготовка спортсмена. Психологическая
подготовка.
Моральные качества спортсмена: добросовестное отношение к труду,
смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, умение
преодолевать трудности, чувство ответственности перед коллективом,
взаимопомощь, организованность.
Понятие о психологической подготовке спортсмена. Значение развития
волевых качеств и психологической подготовленности для повышения
спортивного мастерства спортсменов,
Основные методы развития волевых качеств и совершенствования
психологической подготовки спортсменов в процессе спортивной тренировки.
10

Умение преодолевать трудности, возникающие у теннисистов в связи с
перенесением больших физических нагрузок.
Непосредственная психологическая подготовка спортсменов к предстоящим
соревнованиям.
Тема 8. Основы методики обучения и тренировки.
Понятие об обучении и тренировке (совершенствовании) как едином
педагогическом процессе.
Методы словесной передачи знаний и руководство действиями
занимающихся: объяснение, рассказ, беседа.
Методы выполнения упражнений для развития физических качеств:
повторный, переменный, интервальный, равномерный, темповый, контрольный и
«до отказа», с максимальной интенсивностью, с ускорением, круговой, игровой,
соревновательный.
Систематическое участие в соревнованиях – важнейшее условие
непрерывного роста и совершенствования технической и тактической
подготовленности теннисистов.
Учебно-тренировочное занятие – основная форма организации и проведения
занятий. Понятие о построении занятия: задачи, содержание его частей и
нагрузка в учебно-тренировочном занятии, Понятие о комплексных и
тематических занятиях, их особенности.
Индивидуальная, групповая, командная тренировка.
Тема 9. Планирование и спортивный учёт.
Роль и значение планирования как основы управления процессом
тренировки. Перспективное и оперативное планирование,
Периодизация учебно-тренировочного процесса в годичном цикле. Сроки,
задачи и средства этапов и периодов.
Индивидуальные планы тренировки. Методы контроля за уровнем
подготовленности спортсменов.
Значение, содержание и ведение дневника тренировки спортсмена.
Учет работы: предварительный, текущий, итоговый.
Тема 10. Инвентарь, выбор, хранение, уход за ним.
Обувь, одежда и снаряжение для тенниса.
Тема 11. Правила соревнований по теннису.
Положение о соревновании. Выбор мест соревнований, оборудование
кортов. Организационная работа по подготовке соревнований. Состав и
обязанности судейских бригад. Обязанности и права участников. Система
соревнований по теннису.
Тема 12.
Игровая и соревновательная подготовка
Тема 13. Медицинское обследование.
Тема 14.
Контрольные испытания.
2.Практические занятия.

11

2.1.Общая физическая подготовка (развитие быстроты, силы, ловкости,
выносливости, гибкости).
2.1.1. Строевые упражнения. Команды для управления строем. Понятие о
строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем,
замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на
месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны
по одному в колонну по два. Перемена направления движения строя.
Обозначения шага на месте. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение
скорости движения. Повороты в движении.
2.1.2. Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для и рук
плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, отведения и приведения,
рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении. Упражнения для мышц
шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища. Упражнения на формирование правильной осанки. В
различных положениях - наклоны, повороты, вращения туловища. В положении
лежа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами,
поднимание и опускание туловища. Упражнение для ног: различные маховые
движения ногами, приседание на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с
дополнительными пружинящими движениями. Упражнения с сопротивлением.
Упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание
рук, приседание с партнёром, переноска партнёра на спине и на плечах,
элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
2.1.3. Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с
набивными мячами – поднимание, опускание, наклоны, повороты,
перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной,
броски и ловля мяча. Упражнения на месте ( стоя, сидя, лёжа) и в движении.
Упражнения в парах и в группах с передачами, бросками и ловлей мяча.
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание
рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседание.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с
вращением скакалки вперёд, назад; прыжки с поворотами, прыжки в
полуприседе и в приседе. Упражнения с малыми мячами – броски и ловля мячей
после подбрасывания вверх, удара о землю, в стенку. Ловля мячей на месте, в
прыжке, после кувырка вперед в движении.
2.1.4. Акробатические упражнения. Кувырки вперед в группировке из упора
присев, основной стойки, после разбега. Длинный кувырок вперёд. Кувырки
назад. Соединение нескольких кувырков. Перекаты и перевороты.
2.1.5. Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками,
метанием, сопротивлением, на внимание, координацию. Эстафеты встречные и
круговые с преодолением полосы препятствий, переноской, расстановкой и
собиранием предметов, переноской груза, метание в цель. Бросками и ловлей
мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
2.1.6. Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 400, 500, 800
метров. Кроссы от 1000 до 3000 метров (в зависимости от возраста), 6-минутный
12

и 12-минутный бег. Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Тройной
прыжок с места и с разбега. Многоскоки. Метание мяча на дальность и в цель.
2.1.7. Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол, хоккей с мячом (по
упрощённым правилам).
2.2.Специальная физическая подготовка.
2.2.1. Упражнения для развития быстроты.
Перемещения теннисиста по площадке имеют большое разнообразие,
поэтому стартовые рывки нужно делать во всех направлениях - вперёд, в
стороны, назад. Вот некоторые упражнения, которые можно применить:
1) бег скрестным шагом;
2) бег со сменой направлений по зрительному сигналу;
3) бег спиной вперед;
4) бег приставными шагами;
5) бег с поворотами направо и налево;
6) зигзагообразный бег с обеганием предметов;
7) скоростной бег на 3, 6, 8,10, 20, 30, 60 м.
Необходимая теннисисту быстрота ударных движений развивается с
увеличением силы мышц, а сила мышц, участвующих в ударном движении, - с
помощью упражнений с различными отягощениями и амортизаторами.
Быстрота движений может быть повышена за счет использования
эластичности мышц. Хорошая эластичность мышц совершенно необходима
также для того, чтобы мышцы-антагонисты меньше препятствовали выполнению
движений, особенно с большой амплитудой. Поэтому быстрота движений
зависит от подвижности в суставах. Движение может быть выполнено с
наибольшей быстротой при наличии умения расслаблять мышцы-антагонисты.
Для увеличения амплитуды движений, а также для растягивания мышц можно
использовать различные маховые упражнения для рук, ног и туловища с
отягощением. Для этой цели применяются гантели, набивные мячи, мешочки с
песком и утяжеленные теннисные ракетки.
2.2.2. Упражнения для развития силы ног, прыгучести и прыжковой
ловкости:
1) приседание на одной ноге «пистолетом» с последующим подскоком
вверх;
2) «танец» вприсядку с выбрасыванием ног вперёд;
3) выпрыгивание вверх из глубокого приседа (можно с отягощением);
4) прыжки вперед с зажатым в ступнях набивным мячом;
5) отбивание набивного мяча ступнёй;
6) легкоатлетические прыжки в высоту, в длину тройные, прыжки с места и
разбега;
7) Прыжки на гимнастическую скамейку и через неё;
8) прыжки вверх с касанием высоко подвешенного предмета;
13

9) прыжки в сторону, в длину-вверх, вперед с имитацией движений
различных ударов; прыжки назад-вверх с имитацией смэша;
10) «вратарские упражнения»: ловля мяча в прыжках;
11) прыжки с высоким подниманием колен («кенгуру»);
12) многоскоки (на одной ноге, с ноги на ногу);
13) прыжок ноги вперед в стороны – «щучка».
Прыжковую ловкость можно развивать и на площадке с выполнением
ударов с лёта у сетки в прыжках и бросках, используя острые обводящие удары.
Спортивные игры (баскетбол, волейбол, хоккей, футбол) могут быть хорошим
средством для развития общей ловкости.
2.2.3. Упражнения для развития силы и подвижности кисти и пальцев
Теннисисту важно развивать и укреплять те группы мышц, которые
являются как бы основными в выполнении тех или иных ударов. Например,
основная тяжесть силовой работы при ударах справа и слева (особенно с лёта)
приходится на кисть и предплечье. Для развития этих мышц используются
следующие упражнения:
1) вращательные движения по вертикальной и горизонтальной "восьмерке"
кистью (или только предплечьем или кистью и предплечьем одновременно) с
утяжеленной ракеткой или тяжелой палкой. Это упражнение даёт максимальную
подвижность локтевого и лучезапястного суставов и укрепляет работающие
мышцы;
2) метание на дальность набивного мяча или ядра (2-3 кг) с имитацией
ударов справа и слева в различных точках;
3) имитация различных ударов утяжеленной ракеткой или тяжелой палкой;
4) круговые движения кистью (предплечьем с гантелей);
5) сжимание теннисного мяча или эспандера для укрепления мышц кисти и
пальцев.
2.2.4.Упражения для укрепления мышц спины, груди, ног и рук
В подаче большую работу выполняют мышцы спины, груди, ног и рук. Для
укрепления этих мышц можно использовать:
1) метание набивного мяча из-за головы с активным участием ног
(упражнение, имитирующее удар над головой);
2) броски партнёру набивного мяча из-за головы, от плеча, сбоку, через
голову хватом сзади, от колен и т. д.;
3) упражнения со штангой - жим, рывки, приседания;
4) упражнения с резиной, эспандером на растягивание мышц спины и груди;
5) упражнения на гимнастических снарядах для преодоления собственного
веса (отжимание, подтягивание);
6) пружинистые выпады вперёд в стороны. Проявление силы у теннисиста
связано с быстрыми движениями. Поэтому упражнения с различными
отягощениями, с преодолением собственного веса следует делать главным
образом в среднем или быстром темпе и только в начале освоения - в медленном.
2.2.5. Упражнения на скоростную выносливость
14

Циклические упражнения не могут быть средством развития специфической
выносливости теннисиста, так как последовательность и скорость движений
теннисиста в игре постоянно меняются. Средством воспитания скоростной
выносливости может быть комплекс специальных упражнений, в который
следует включать различные виды прыжков и бега. Например: бег (2-3 км) с
чередованием ускорений; бег со сменой направлений; бег с чередующимися
прыжками в стороны, назад, вверх; бег со сменой темпа; упражнения со
скакалкой. После достаточно интенсивной тренировки очень эффективны
ускорения 10*30 м. Кроссы следует бегать по сильно пересеченной местности,
причем с ускорением преодолевать подъемы, на спусках замедлять темп, чередуя
его с прыжками (стараться в прыжке достать ветку дерева).
2.2.6. Упражнения для развития гибкости
Упражнения для развития гибкости могут выполняться как с отягощением,
так и без него. В качестве отягощений применяют гантели, набивные мячи, гриф
от штанги. Отягощения используются, во-первых, для того, чтобы увеличить
амплитуду за счет движения по инерции; во-вторых,- для растягивания
напряженных мышц. Упражнения для развития гибкости выполняются вначале
медленно, затем быстро.
Для достижения большой амплитуды движений хорошо попользовать
какой-нибудь предмет в качестве цели (коснуться ветки дерева махом ноги; при
наклоне дотронуться ладонями до пола).
Теннисисту необходима большая подвижность в суставах плечевого пояса, в
коленных и голеностопных суставах. Эти качества сливаются воедино при
выполнении мощной подачи, где необходимы быстрое выпрямление и поворот
внутрь предплечья и кисти, а также пружинистое выпрямление ног. В комплекс
упражнений для развития гибкости нужно включать различные наклоны,
вращения, махи, выполняемые с наибольшей амплитудой. Упражнения на
растягивание должны способствовать развитию большей амплигуды, близкой к
движениям, сходным с ударами в теннисе. Предлагается несколько упражнений
для развития гибкости:
1) наклоны вперед, касаясь ладонями пола;
2) наклоны в стороны, назад с доставанием руками пяток ног. Все виды
наклонов можно выполнять с отягощением и при активной помощи партнера;
3) "мост";
4) вращение туловища, руки вверху в замке;
5) выпады (при этом корпус подан вперёд, как при дотягивании до мяча);
6) махи ногами (вперед-назад, вправо-влево);
7) «шпагат»;
8) выкруты с палкой;
9) упражнения с ядром и гантелями, имитирующие удары теннисиста (справа,
слева, подачу и над головой).
Упражнения для развития гибкости следует постоянно включать в комплекс
упражнений по физической подготовке, так как без систематической работы над
его совершенствованием это качество утрачивается.
15

Дополнительно: В начальном периоде обучения детей (8-9 лет) физическая
подготовка должна занимать 70-80% от общего времени обучения. В этом
возрасте физическая подготовка является фундаментом, на котором развиваются
необходимые теннисисту физические качества и координация движений. Занятия
специальной физической подготовкой будут составлять 20% от общего времени.
По мере улучшения всех показателей физической подготовленности
уменьшается объём физической подготовки за счёт увеличения её
интенсивности. В начальном периоде обучения в задачу общей физической
подготовки входит равномерное развитие быстроты, ловкости и гибкости.
Развитие быстроты лучше всего осуществлять в возрасте 10-12 лет, когда у
детей наблюдается быстрота развития моторной способности. К 15-16 годам у
девочек обычно замедляется развитие скоростных качеств, так как интенсивно
происходит процесс прибавления в весе. Для них нужно так подбирать
упражнения, чтобы нейтрализовать влияние этого процесса. (Основными
упражнениями для девочек этого возраста должны быть бег в равномерном и
переменном темпе, упражнения для брюшного пресса и ног.)
2.3. Техническая подготовка, тактическая подготовка.
Способ держания ракетки (хватки), типичные ошибки. Передвижение
теннисиста по площадке. Понятие устойчивости. Фазы удара по мячу.
Удары справа. Плоский удар справа. Крученый удар справа. Резаный удар
справа.
Удары слева. Плоский удар слева. Крученый удар слева. Резаный удар
слева.
Обучение ударам по отскочившему мячу справа и слева. Обучение способу
держания ракетки.
Упражнения с ракеткой и с мячом (подбивание мяча вниз в землю;
подбивание мяча вверх; ловля мяча на ракетку после его подброса вверх левой
рукой таким образом, чтобы он останавливался на струнах). Упражнения с
ракеткой (выполнение ракеткой круговых движений: большие круги вправо и
влево перед собой, малые круги вправо и влево впереди головы и за головой,
сочетание больших и малых кругов (правой и левой рукой; «восьмерка» по
горизонтали перед собой (движение руки от локтя), наклоны кисти руки внутрь и
наружу вверх и вниз (на вытянутой вперед руке), «восьмерка» по вертикали
перед собой (движение руки от локтя)). Имитационные упражнения.
Подача. Типичные ошибки. Изучение траектории полёта плоских, кручёных
и резаных подач. Положение стоп ног при подаче. Исходное положение
теннисиста. Плоская подача. Крученая подача. Резаная подача. Обучение подаче.
Изучение исходного положения при подаче. Фиксирование точки удара по мячу
при подаче. Стойка с кольцом для отработки точности подброса мяча при
подаче.
Приём подачи. Активный приём подачи. Подскок перед приёмом подачи.
Техника выполнения ударов при приёме подачи.
16

Удары с лёта. Обучение удару с лёта. Свеча. Удар над головой. Обучение
свече и удару над головой. Укороченный удар, способы его выполнения.
Обучение укороченному удару. Удары с полулёта. Обучение удару с полулёта.
В процессе реализации физической и технической подготовки в спортивнооздоровительных группах наиболее универсальным тренировочным средством
являются подвижные спортивные игры, позволяющие придать учебнотренировочному процессу эмоциональную окраску и тем самым поддержать к
занятиям большого тенниса
Тестовые задания для оценки освоения программы в части
практической подготовки
При проведении тестирования по физической подготовке следует обратить
внимание на соблюдение требований инструкции и создания условий для
выполнения упражнений.
1)
Подтягивание (для оценки силы и силовой выносливости мышц
плечевого пояса).
И.П. – вис хватом сверху на перекладине, руки на ширине плеч. Сгибание
рук до положения «подбородок над перекладиной», возвращение в и.п. до
полного выпрямления в локтевом суставе.
Методические указания: раскачивание тела на перекладине, сгибание ног,
перехват рук не допускаются. Критерием служит максимальное число
подтягиваний за 30 сек.
2)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для оценки уровня силовой
(динамической) выносливости мышц плечевого пояса, а так же статической
выносливости мышц спины, брюшного пресса, таза и ног).
И.П. – упор лежа. Сгибание рук до касания грудью пола (скамейки),
разгибание – до полного выпрямления рук.
Методические указания: ладони на ширине плеч, локти направлены назад-в
стороны. Голова, туловище и ноги составляют прямую линию, которая
сохраняется на протяжении всего выполнения упражнения. Дается одна попытка.
Фиксируется количество отжиманий при условии при условии правильного
выполнения теста в произвольном темпе без отдыха. Критерием служит
максимальное число отжиманий за 30 сек.
3)
Поднимание туловища из положения лежа на спине (для оценки
уровня силовой (динамической) выносливости мышц брюшного пресса).
И.П. – лежа на спине, руки в замок за головой, ноги согнуты в коленях на 90
градусов, ступни зафиксированы. Сесть, локтями коснуться коленей, лечь.
Методические указания: фиксируется максимальное количество подъемов
за 30 секунд в одной попытке. Упражнение выполняется на гимнастическом
мате.
4)
Прыжки через скакалку - (для оценки уровня развития скоростных и
координационных способностей).
17

И.П. – скакалка сзади. Фиксируется максимальное количество прыжков за 1
минуту в одной попытке. Критерием служит максимальное количество
прыжков.
5)
Бег 60 м с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных
и координационных способностей)
Тестирование проводится на дорожке стадиона или легкоатлетического
манежа. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых
бегущие не мешают друг другу. Разрешается одна попытка. После 10-15
минутной разминки дается старт. Критерием, служит минимальное время.
6)
Бег 500 метров (для определения общей выносливости).
Проводится на ровной местности в спортивной обуви без шипов.
Тестирование проводится после предварительной разминки. Разрешается
переходить на ходьбу. Время фиксируется с точностью до 0,1 с. Критерием,
служит минимальное время.
Для оценки специальных физических качеств
в спортивнооздоровительных группах включает прохождение на лыжах классическим
стилем 1000 м. Критерием, служит минимальное время.
Контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке
для групп СО
№ Упражнение 7-8 9- 11 12 13 14 15
16
17
18
лет 10 лет лет лет лет лет
лет
лет
лет
лет
1. Бег 30 м. 6,0 5,5 5,1 4,9 4,7 4,6 4,4
4,3
4,2
4,1
(сек)
2. Прыжок в 100 130 140 150 170 190 195
210
220
215
длину с/м
(см)
3. Тройной
300 400 450 500 520 550 более более более более
прыжок с/м
550
550
550
550
(см)
1)
Бег 30 м с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных
и координационных способностей)
Тестирование проводится на дорожке стадиона или легкоатлетического
манежа. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых
бегущие не мешают друг другу. Разрешается одна попытка. После 10-15
минутной разминки дается старт.
2)
Прыжок в длину с места. Испытания проводят в специальном
прыжковом секторе, оснащенном необходимым оборудованием. Участник встает
возле линии отталкивания, принимает исходное положение и выполняет прыжок.
Результат определяется по ближайшей к линии отталкивания отметке (следу),
оставленной любой частью тела с точностью до 1 см. Разрешается 3 попытки, в
18

зачет идет лучшая. Результат не засчитывается в следующих случаях: заступ за
линию и ее касание при отталкивании, отталкивание происходит не двумя
ногами одновременно, а поочередно, прыжок выполнен с подскока.
3)
Тройной прыжок с места. Выполняется на ровной площадке с любым
покрытием, с размеченными линией отталкивания и местом приземления и
контрольными отметками через каждые 5 см. Результат определяется по
ближайшей к линии отталкивания отметке (следу), оставленной любой частью
тела с точностью до 1 см. Предоставляется три попытки. Зачет по лучшему
результату.
3. Организационно-педагогические условия реализации
образовательной программы
Организационно – педагогические условия реализации образовательной
программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки
обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и
воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям,
способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Форма обучения – очная.
Формами организации тренировочного процесса в спортивной школе
являются: тренировочные занятия с группой, сформированной с учетом
возрастных и гендерных особенностей, тренировочные сборы, участие в
спортивных соревнованиях и иных мероприятиях, инструкторская и судейская
практика, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.
Наполняемость группы: 20 человек
Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации
настоящей программы на спортивно-оздоровительном этапе не может
превышать 2 часов.
Объем тренировочной нагрузки в неделю составляет до 6 академических
часов.
Средства обучения:
Отделение
настольного тенниса в спортивной школе, реализующей
настоящую программу должно быть укомплектовано следующим минимумом
спортсооружений:
- Спортивный зал или манеж размером не менее 40х20м.
Перечень спортивного инвентаря и оборудования
№
п/п
1
2

Наименование
Спортивное оборудование и инвентарь
Теннисные столы
Теннисная сетка

Единица
измерения

Количес
тво
изделий

штук
штук

8
8
19

3
4
5
6
7

Ракетка теннисная
Теннисные мячи
Гантели переменной массы от 1,5 до 10 кг
Мячи набивные (медицинболы) от 1 до 5 кг
Корзины для мячей

штук
штук
комплект
штук
штук

16
100
3
10
2

4.Планируемые результаты освоения образовательной программы
Планируемые результаты обеспечивают связь между требованиями
программы подготовки спортивной школы, образовательным процессом и
системой оценки результатов образовательной программы. Система
планируемых результатов включает решение ряда задач: учебно-познавательных
- ознакомление, анализ, синтез, обобщение, интерпретация; учебно-практических
- формирование и оценка знаний, умений, навыков, а также саморегуляция,
принятие самостоятельных решений и выбора; учебно-познавательных и
учебно-практических - формирование и оценка навыка, ценностей, этических
норм, умение аргументировать свою позицию или свою оценку.
Таким образом, обучающиеся, освоившие образовательную программу
должны получить дополнительные теоретические знания в области физической
культуры и спорта в России, развития тенниса в России и за рубежом. Изучить
основы техники безопасности и профилактике травматизма при проведении
занятий по теннису, основы гигиенических знаний и навыков. Узнать об основах
закаливания, режиме и питании спортсмена. Знать понятия врачебного контроля
и самоконтроля. Ознакомиться с основами оказания первой медицинской
помощи, спортивного массажа, с физиологическими основами спортивной
тренировки, морально-волевой подготовки спортсмена, психологической
подготовки.
Кроме того, обучающиеся, освоившие программу будут уметь выполнять
упражнения по общей и специальной физической подготовке, технической
подготовке. Освоят правила игры в теннис, овладеют понятиями «Техника
игры», «Тактика игры» и научатся применять полученные знания в игре.
Овладеют навыками индивидуальных и групповых тактических действий в
нападении и защите; навыками выполнения технических действий с мячом и без
мяча в нападении и защите. Получат организаторские навыки и умения
действовать в коллективе.
Также, планируется выполнение обучающимися, освоившими программу,
нормативов по общей физической подготовке, улучшение индивидуальных
показателей по физической и технической подготовке.
5. Система оценки результатов освоения программы
Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего
контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой
аттестации в соответствии с разработанными и действующими в спортивной
20

школе локальными нормативными актами – «Положение о формах,
периодичности и порядке текущего контроля, текущей успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся», «Положение об итоговой аттестации
обучающихся».
Так как в спортивно-оздоровительных группах занимаются дети и
подростки разного паспортного и биологического возраста, с неодинаковой
физической подготовленностью, то при проведении всевозможных игр, эстафет,
игровых
заданий
возникает
проблема
уравнивания
возможностей
занимающихся. Поэтому основным принципом контрольно-оценочной
деятельности является дифференцированный подход при осуществлении
оценочных и контролирующих действий. Кроме того, контроль и оценивание
строятся на критериальной основе. Критерии являются однозначными и
предельно четкими.
Для применения разработанной в программе системы оценки результатов
освоения программы, при приеме, обучающиеся выполняют тестовые
упражнения, перечисленные в тестовых заданиях (п.п.1.1, 1.2. Приложение №1).
Цель данного мероприятия – зафиксировать результаты без какой-либо оценки.
В дальнейшем, данные результаты будут использоваться для сравнения.
1. Оценка текущего контроля за успеваемостью осуществляется
следующим образом. Основным критерием текущего контроля успеваемости
является посещаемость.
Отсутствие обучающегося на занятиях отмечается в Журнале учета
групповых занятий в спортивной школе без уважительной причины - «Н»,
отсутствие по причине состояния здоровья – «Б». Обучающиеся регулярно
посещающие занятия и отсутствующие на занятиях без уважительной причины
не более 6 занятий подряд и не более 40% занятий в сумме в течение полугодия
считаются успешно прошедшими испытания текущего контроля за
успеваемостью и допускаются к промежуточной аттестации.
При неудовлетворительном результате обучающегося в рамках текущего
контроля за успеваемостью, тренер-преподаватель вправе
не допустить
обучающегося к промежуточной аттестации и сдаче контрольно-переводных
нормативов.
Тренер-преподаватель также вправе представить на педагогическом совете
кандидатуру из числа обучающихся для отчисления, в случае, если обучающийся
отсутствует на групповых занятиях без уважительной причины более 6 занятий
подряд, либо более 40% занятий в сумме в течение одного учебного полугодия.
Помимо посещаемости, в рамках текущего контроля успеваемости, тренерпреподаватель наблюдает за тем, как проходит овладение техническими и
тактическими приемами,
как происходит применение этих приемов в
тренировочном процессе, соревнованиях.
2. Оценка уровня знаний по теоретической подготовке.
В спортивно-оздоровительной группе осваивается большое количество
различных двигательных действий, как из футбола, так и из других видов спорта
(легкая атлетика, спортивные игры, спортивная гимнастика). Успешность
21

овладения новыми двигательными действиями во многом будет зависеть от
сформированном представлении об изучаемом двигательном действии. Проверка
теоретических знаний обучающихся в рамках промежуточной (итоговой)
аттестации не является обязательной, т.к. настоящей программой предусмотрено
постоянное
закрепление полученных теоретических знаний
в ходе
практической подготовки, что, в свою очередь, приводит к тому, что, в
основном, все обучающиеся показывают положительные результаты по
теоретической подготовке в рамках осуществления текущего контроля за
успеваемостью.
В случае принятия решения о целесообразности включения в программу
промежуточной (итоговой) аттестации тестирования обучающихся по
теоретической подготовке, тренер-преподаватель с формирует тестовые
вопросы, руководствуясь целью закрепления у обучающихся изученного
теоретического материала, в зависимости от уровня освоения программы
обучающимися. На каждый вопрос теста предлагается 2-3 варианта ответа, один
из которых правильный. Тест может содержать до 10 вопросов. Для успешной
сдачи тестовых испытаний по теоретической подготовке обучающимся
необходимо правильно ответить на 60% (зачетный минимум) вопросов теста.
Итоговая оценка в результате тестирования по теоретической подготовке в
рамках настоящей программы представлена в рамках дихотомической шкалы:
«+» при положительном результате (60% и более правильных ответов), « - » при
отрицательном.
2.2. Оценка уровня знаний по практической подготовке включает в себя
тестирование по физической подготовке и сдачу контрольно-переводных
нормативов по общей физической подготовке в конце учебного года.
Тестовые задания по физической подготовке и критерии фиксирования
результатов представлены в п.1 Приложения №1 и заключаются в системе
подсчета результатов выполненных заданий (упражнений), в зависимости от
упражнений, результат может выражаться в единицах (количество раз, см., м)
либо во времени. Обучающимся необходимо выполнить 3 тестовых упражнения
на выбор из прилагаемого в Приложении № 1 (п.1) перечня.
Итоговая оценка в результате тестирования по физической подготовке
производится по 3-балльной системе. Так, 3 балла получает тот, кто улучшил
свой предыдущий результат. Два балла - если предыдущий результат не
изменился; один балл – если зафиксирован результат хуже предыдущего.
Кроме того, в конце учебного года согласно графику проведения
промежуточной аттестации, в программу промежуточной аттестации
включаются контрольно-переводные нормативы по общей физической
подготовке для спортивно-оздоровительного этапа (п.2 Приложения №1).
Таким образом, для успешной промежуточной аттестации обучающимся
необходимо получить зачет по теоретической подготовке (при условии
включения данного вида испытания тренером-преподавателем в программу
промежуточной аттестации), получить итоговый балл по практической
22

подготовке от 2 баллов и более; в конце учебного года сдать контрольнопереводные нормативы по ОФП. Итоговая оценка в результате промежуточной
аттестации представлена в рамках дихотомической шкалы: «зачет»/ «не зачет».
При получении оценки «зачет», обучающиеся могут быть переведены на
следующий период обучения, либо этап подготовки.
Итоговая оценка в результате итоговой аттестации по окончании освоения
программы также представлена в рамках дихотомической шкалы:
«образовательная программа освоена»/ «образовательная программа не освоена».
Для успешной итоговой аттестации по окончании освоения программы
обучающимся необходимо получить зачет по теоретической подготовке (при
условии включения данного вида испытания тренером-преподавателем в
программу итоговой аттестации), получить итоговый балл по практической
подготовке от 2 баллов и более, и сдать контрольно-переводные нормативы по
ОФП.
Дополнительно необходимо отметить, что система оценки освоения
программы не ограничивается только проверкой усвоения знаний и выработки
умений и навыков по конкретному виду спорта. Она ставит более важную
задачу: развивать у обучающихся умение контролировать себя, проверять и
находить свои ошибки, анализировать и искать пути их устранения.

23

Литература
1. Белиц-Гейман С.П. Теннис: учебник для ин-тов физ. культуры / С.П.
Белиц-Гейман. – М.: Физкультура и спорт, 2007
2. Боллетьери, Н. Теннисная академия / Н. Боллетьери – М.: Издательство
Эксмо, 2004.
3. Васнецова Н.Ю. Теннис для начинающих: / Н. Ю. Васнецова. – М.:
Астрель, 2001.
4. Жур, В.П. Теннис: метод. пособие / В.П. Жур. – Мн., 2007.
5. Кондратьева, Г.А., Шокин, А.И. Теннис в спортивных школах / Г.А.
Кондратьева, А.И. Шокин. – М.: «Физкультура и спорт», 2005
6. Кулишова М.В. Теннис: Учебная программа для детско-юношеских
спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского
резерва. – Мн.: НИИФКиС, 2003.
7. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. –
М.: ООО Изд-во Астрель: ООО Изд-во АСТ, 2004.

24

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».